
«Матрешка» запустила просветительский проект совместно с арт-кластером «Таврида», где молодые творцы трепетно изучают и переосмысляют многовековые промыслы и ремесла, адаптируя их под современный контекст.
Проект представляет собой серию арт to go стаканчиков «Матрешка расскажет», в рамках которого будут освещены забытые и нерастиражированные народные промыслы и ремесла, чтобы подчеркнуть наше культурное богатство и наследие.
Первый арт для стаканчиков подготовила Карлугас Исмагилева*, которая выбрала Мезенскую роспись:
«Как правило, первое, что приходит на ум большинству людей при упоминании народных промыслов, — это хохлома и гжель. Мезенская роспись менее известна.
Я выбрала ее, потому что она, минималистичная, нешаблонная, меня саму очень вдохновляет, а черно-красная палитра мне напомнила атмосферные детали ресторана».
*Карлугас Исмагилева — графический дизайнер, иллюстратор, резидент арт-кластера «Таврида»


МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда и ее второе название — палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был украшением крестьянского быта и предметов повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла изначально передавались из поколения в поколение и строго по мужской линии.
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов Древнего Севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы.
Мотив птицы в мезенской росписи ознаменован доброй вестью или подарком и широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива, птицы на дереве, так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.


